Игорь ТЕРЕНТЬЕВ
Программа
исследовательских работ
ПО "ФОНОЛОГИЧЕСКОМУ ОТДЕЛУ"
(Фонетика)
СПб, 1923
В идеологическом, техническом
и административном контакте с другими Отделениями Исследовательского
Института Высших Художественных Знаний при Музее Художественной Культуры
- Фонологический отдел будет производить научную (исследовательско
- изобретательную) работу в области звука, анализируя материальный
состав его с целью наилучшего технически - индустриально - художественного
применения. Звук подлежит исследованию в чистом виде,
т.е. как явление физическое, а также в речевых и музыкальных своих
проявлениях. Методом Фонологического отдела является научно - экспериментальный
и статистический метод - метод аналогии в расширенном и усовершенствованном
виде, т.е. "метод изобретения". Объект работы Фонологического отдела
слагается из трех частей:
1) исторический материал,
2) живой язык современности и
3) возможности применения звука в процессе созидания интернационального
языка. Технологическое свойство звука
- эластичность его формообразований идентична мыслительной динамике
- это ложится в качестве исходного положения для работ Фонологического
отдела. С точки зрения именно этого положения будет рассматриваться
объект Фонологического отдела во всей полноте составляющих его частей:
1. Исторический материал образуется:
а) развитие материальных изобретений в областях звукоязыковой и музыкальной;
б) история идеологических отношений к звуку в связи с изобретениями
и исследованиями фонологического характера (религиозные, натуральные,
индивидуалистические, органические и коммунистические теории языка);
в) история английского языка в качестве показательного образца взаимодействующего
развития нескольких языков.
2. Живой язык современности:
а) взаимодействие языков: научного, философского, архаически-религиозного,
канцелярского, торгового, детского, газетного, поэтического, - как
материал для определения фонологической магистрали современности;
б) определение таковых же магистралей в жизни языка соседних национальностей;
в) анализ и конструкция звукоязыковых моделей, - так назыв. "поэтических
произведений";
г) связь современной музыки с современным языком: общие технические
признаки;
д) учет интонационных признаков (по методу германск. интонацион. школы);
е) устройство показательных вечеров для публики с целью форсировать
языковое развитие социальной среды.
3. Возможность применения звука в процессе образования интернационального
языка:
а) значение так называемого "заумного языка" в качестве
отрицательного реактива, прекращающего автоматический процесс "понимания"
и насильственно побуждающего к сознательному отношению ко всякому
внеобычно языковому элементу звучаний. Связь "заумного языка"
с "беспредметным" направлением в живописи: кубизм, футуризм
и супрематизм;
б) новая музыка в связи с беспредметным искусством;
в) универсальная утилитарность беспредметного искусства;
г) беспредметность как отрыв от старого быта и создание новой предметности
в условиях иных принципов коммунистического бытия;
д) идеология интернационала в связи с технологией интернационального
языка;
е) достижение общей техники в связи с техническими возможностями в
языке (граммофон, телефон, фонолла, телеграф, радио, стенография и
пр.);
ж) синтез искусств на почве общетехнического синтеза нашей культуры.
В отношении административном Фонологический отдел конструируется по
типу всех остальных отделов Исследовательского Института Высших Художественных
Знаний. Терентьев
26.10.23 ЦГА СПб., ф. 2555, оп.1, ед. хр.647, л.18
М.Друскин
- "Звучащее Вещество"
|