Звучащее Вещество
М.Друскин
Научный сотрудник Фонологического отдела Терентьева,
СПб, 1923
Фрагменты тезисов
Фонологический отдел
1. Вышибаем из искусства психэстетический (психология + эстетика) клин. "Художественная" деятельность не должна ограничивать себя какими-либо условными законами логизирующего (чистого) сознания, индивидуальными психологическими ассоциациями, частными случаями личного опыта и прочими человеческими чувствами.
(Сравни Ф.Маринетти: "не надо загрязнять материал человеческими переживаниями"). Нам так же, как и астроному, химику, электротехнику, не нужна в работе психология. (Разница этих родов деятельности от "художественной" только в материале.)
Потому изучать звучащее вещество надо так, как любой рабочий это делает, то есть без эмоционального предрасположения и без эстетических предрассудков.
2. Все, что мы можем ощупать, обнюхать, увидеть, услышать, - материально. Принято было разделять вещество по органам восприятия. То, что мы видим, объединяли в группы световых явлений (живопись), шумовых (ударных) инструментов в оркестре либо извлекая из рояля, скрипки, голоса определенно шумовые, диссонантные созвучия (Стравинский, Шёнберг).
Действительно, природный естественный мелос расплескался в отдельные лабораторные инструменты, извлекающие чистый тон.
Звук стоит на костылях, лишившись своей главной опоры - шумовых призвуков. Человеческий голос иссушился. Об этом писали еще футуристы лет 10 тому назад. Но, кажется, теперь наконец начинают понимать, насколько надоели пустые звучания большинства современных инструментов и насколько пусты условные законы, предъявляемые каждому работнику над звуком. <...>10. Мы утверждаем: необходимо учесть все возможные проявления звучащего вещества, подчинить все, что звучит, власти организующего труда. Все, начиная от пения соловья, лягушек и прочего зверья и людей до скрипа, хрипа, шороха, взрыва, гудения и прочих шумов города. Утверждаем, что основа звука - шум.
Что без случайных подголосков звук?
Что без согласных человеческая речь? И характерно, что наиболее употребительные животные звуки - это гласные и придыхательные. 11. Необходимо обновить отношение к звуку. Это можно сделать лишь в конкретной живой работе над шумами. Работа должна вестись лишь при учитывании следующих трех свойств звука: а) длительность. Звук длится во времени. Причем не всегда одинаково. Иногда он бывает отрывистым. Дан толчок, который распространяется, как концентрические круги в воде от упавшего камня. За счет увеличения объема, где слышен звук, уменьшается сила звучности. Но может быть другой вид звука - ровный, распространяющийся не по кругам, но по прямой. Звук не замирающий, но как раз обратно - с возможным постепенным усилением (то есть линия утолщается). Первый род звука я именую дробным, другой - протяжным. б) высотность, то есть динамический момент в звуке. Все, что звучит, интонируется на определенной высоте. Причем она может быть одинакова для различных звуков. С чистыми (темперированными) тонами дело определения высоты было точно и просто. Но с шумами это сделать труднее. Необходимо установить их относительные высотности. А за мерило отношения можно взять интонацию человеческого голоса. в) окраска звука, то есть тембр звучания, статичная характеристика его при каждых определенных случаях. Но нельзя весь лес изучить по деревьям в одиночку. Надо найти, где в звуках подобие, а где разница. Причем все такие группировки условны. Поэтому надо принять из них самые полезные. Это: 1) различение звуков по материалу и форме предмета, издающего звук;
2) различение звуков по самому материалу звучания.
Обе эти группировки, однако, грешат погрешностями. - Первая не учитывает разнообразия звуков, извлекаемых одним и тем же инструментом (например, пастушеский рожок). Кроме того, часто даже нельзя учесть форму и случайное сочетание материалов, давшее данный звук (секрет Страдивариуса). Вторая основана на субъективизме ощущений от звука. Ибо определить точно состав и характер звучания по данным акустики нельзя. Следовательно, предоставляется полная свобода психологии восприятия. <...>
И.Терентьев - Фонологический Отдел
|