Иосиф Шиллингер О ТЕРМЕНЕ. Вместо интервью ноябрь 1929, Нью-Йорк сити Слушая впервые музыкальный инструмент Термена в 1922 году в Ленинграде, я сразу учел огромные
преимущества этого инструмента перед всеми до сих пор бывшими в употреблении.  "Здесь начинается вторая половина истории музыки",
сказал я тогда своим друзьям... Но друзья, коллеги по перу и профессионалы-исполнители
не разделяли моего энтузиазма, заняв более спокойную, выжидательно-скептическую
позицию. Такое отношение не приходится квалифицировать иначе как продукт
рутины и чувства профессионального самосохранения. Привычка к старому
и боязнь его утратить, оставшись ни с чем - таковы стимулы этого скептицизма.
Возражения композиторов обычно сводились к тому, что, дескать, этот инструмент
не имеет индивидуальности, а индивидуальность и есть самое ценное в инструменте.
В подобных суждениях - технические дефекты существующих инструментов принимаются
за индивидуально характеризующие черты. Что мы выигрываем от того, что
у одних инструментов вовсе отсутствуют звуки, лежащих в пределах их диапазона?
Что у других, в связи с переходом в смежный регистр, резко меняется тембр?
Что у третьих - к звуку, который должен петь, примешивается скрип, шипенье
и т.п.?
Звук терменвокса настолько оздоровляюще действует на слух, что когда я впервые услыхал его, а на следующий день посетил столичный симфонический концерт, впечатление от последнего было таково, словно я еду на громоздкой, запряженной битюгом колымаге, что мне тряско, шатко, ненадежно. Меня всегда поражало это несоответствие состояния общей материальной культуры по сравнению с материальной культурой музыки. Я постоянно испытываю какое-то чувство неловкости, когда с улицы, где пятидесятиэтажные дома воздвигаются в шесть месяцев, попадаю в концерт, где играют на дудках, рожках, бьют по натянутой телячьей шкуре, конским волосом трут жилы и т.п... Но вернемся к Термену
Первое впечатление было ошеломляющим. Словно сознание в один миг протащили сквозь тысячелетия. Ибо расстояние от тетивы и телячьей шкуры до инструмента термена - действительно приходится измерять тысячелетиями. При дальнейших демонстрациях и концертах изумление быстро стало переходить в уверенность, что это и есть тот способ получения звука и управления им, который начинает собою совершенно новую эру истории музыки. Инструмент Термена прежде всего замечателен тем, что, будучи последним словом инженерии и не требуя от исполнителя никаких физических усилий, он в то же время по чуткости в отношении воли исполнителя, по возможности индивидуального проявления последнего - превосходит все существующие музыкальные инструменты, в том числе и человеческий голос... Терменвокс дает любые тембры, любой характер звука, любую силу, любую высоту и диапазон, звук любого типа (с акцентом, без акцента, non vibrato, vibrato любого характера), любого типа интервалы (глиссандирующие, перехватные). Кроме того этот инструмент в будущем даст возможность пользоваться интервалами другой величины, чем те которые являются общепринятыми в течение последних веков в цивилизованных странах. Открывается возможность практически пользоваться любыми музыкальными системами. Возможности этого инструмента настолько велики, что подробный перечень их в границах настоящего изложения совершенно неосуществим, тем более, что тогда пришлось бы попутно затрагивать вопросы механического синтезирования параллельных форм искусства и многое другое. После первого прослушивания терменвокса
в 1922 году для меня не осталось никаких сомнений, что в будущем он вытеснит
все инструменты, не соответствующие уровню общей материальной культуры.
И тогда же я осознал, что наивысшей творческой радостью будет для меня
возможность писать "аэрофонии", т.е. симфонии для оркестра, целиком состоящего
из подобных инструментов... Эти мысли я высказывал неоднократно в публичных
лекциях и журнальных статьях. "Первая аэрофоническая сюита" только первый
шаг в ряду моих композиторских замыслов, связанных с этим инструментом.
Следующее крупное сочинение я рассчитываю сделать для ансамбля из этих
инструментов с органом. Из существующих музыкальных инструментов, орган
дает наилучший результат в сочетании с терменвоксом... в "первой аэрофонической
сюите", исполняемой Кливлэндским симфоническим оркестром под управлением Николая Соколова, в качестве солиста выступает сам автор
изобретения, одновременно являющийся и лучшим в настоящее время исполнителем.
Для партии соло в настоящем сочинении использована первая модель rca theremin,
изготовляемая заводами general electric и westinhaus и
поступившая в недавнее время в продажу.
| |