Эксперименты в области светомузыки
в лаборатории Л.С.Термена
Л.С. Термен,
Казань, 1981
Автор занимался разработкой устройств цветомузыки с 1920 г. и демонстрировал их на концертах в Советском Союзе, Германии, Франции и США в период с 1922 по 1939 г. Сопровождение мелодии световыми эффектами осуществлялось путем проецирования на исполнителя цвета, соответствующего высоте звучания, с интенсивностью, изменяющейся пропорционально силе звучания.
Автором проводились эксперименты по демонстрации цветостробоскопических изображений с симметрией, соответствующей гармоническим ступеням мелодического звучания, что обеспечивало интересные зрелищные результаты.
В работах цветомузыкальной лаборатории Л.С.Термена в Нью-Йорке участвовал А.Эйнштейн, который занимался проецированием (совместно с музыкальным сопровождением) цветовых геометрических фигур и участвовал в дальнейшем в работах лаборатории, проводимых сотрудницей Л.С.Термена Мери-Элен Бьют (известный современный американский режиссер беспредметных фильмов).
На проведенные
цветоконцертные демонстрации была получена
одобрительная реакция публики и рецензентов.
Дальнейшие эксперименты Термена в этом
направлении проводились с применением
электронных схем и поляризованной оптики (1939).
Автором также осуществлялись опыты применения
различных приемов проецирования и использования
световых источников с учетом особенностей их
психофизиологического воздействия на зрителей и
слушателей. В экспериментах было отмечено
влияние на зрителей высотных и боковых смещений
световых проекций. Очень медленное опускание
предъявляемой слушателям проекции на стены
зрительного зала создает у зрителей ощущение
подъема или взлета, а обратное смещение проекции
- падения с различными скоростями. При этом
совпадение движений с соответствующими
структурами мелодической и гармонической
конструкции создает очень сильное
психофизиологическое воздействие.
Подача зрителям в совершенно
затемненном зале светящихся точек переменной
интенсивности и цветности, комбинированных с
музыкальными звучаниями, при достаточно
длительном воздействии оказывает на некоторых
слушателей квазигипнотическое воздействие.
Применение стереоскопических
(трехмерных) структур и их вариаций обеспечивает
значительное повышение психохудожественных
воздействий (по сравнению с использованием
обычной плоскостной проекции).
Производились также
эксперименты по координации светоцветовых
восприятий с различными порядками ритмов. Для
этих целей применялся звуковой инструмент
Л.С.Термена "Ритмикон". Диапазон
генерируемых им колебаний ритмов - от 1 до 12 в
каждом такте, подаваемых со звуковысотностыо,
соответствующей номеру ритма. Выяснилась
возможность повышения художественного интереса
зрителей к восприятию полиритмии звучаний
совместно с оптическими процессами при трех- и
пятикомпонентной цветовой системе.
В настоящее время в
лабораторной студии Л.С.Термена (МГУ) проводятся
эксперименты по координации гармонии звучания
многоголосного электромузыкального,
инструмента "Терменвокс" с цветностями,
соответствующими ступеням мелодического тона.
|