Карлхайнц Штокхаузен Studie II (1954) Электронный этюд II ( Studie II) является первым произведением электронной музыки, партитура которого была опубликована. Эта партитура — примечательное достижение само по себе — быстро получила статус символа Новой музыки. В предисловии автор описывает способ выбора звукового материала, его основное оформление в динамике и длительности и способ графической записи. Средняя шкала, разделяющая верхнюю и нижнюю части партитуры, отображает длительности в сантиметрах (при скорости магнитофона 76.2 см/сек.). Нижняя часть партитуры отображает графики изменения громкости - 31 ступень, каждая из которых отображается в виде одной из параллельных горизонтальных линий. При этом нижняя линия соответствует уровню громкости - 40 децибел, а самая верхняя - 0 децибел. Приведенный фрагмент иллюстрирует звуки различной динамики. Пики треугольников определяют амплитуду громкости. Первый звук отличается мгновенной атакой и постепенным затуханием соответствующими перкуссионному характеру звучания. Верхняя часть партитуры отображает звуковысотные параметры композиции. В основе звуковысотной организации - 81-ступенная шкала частот в диапазоне от 100 до 17200 герц с постоянным интервальным коэффициентом, равным Звуковые события представлены на партитуре в виде прямоугольников. Их ширина определяется по числовой таблице в зависимости от используемой тоновой смеси, длина соответствует количеству сантиметров магнитофонной пленки (масштаб дан в средней части партитуры). Восьмидесятиодноступенный ряд возрастающих частот в диапазоне от 100 до 17200 герц с постоянным интервальным коэффициентом расписан в пяти вариантах в соответствии с применением разных множителей постоянного интервала ( x1, x2, x3, x4, x5) и размещен в двух таблицах (числовой и графической). Каждая из них обозначает 193 тоновые смеси, образуемые всегда пятью синусоидальными тонами. Структура звуковысотного материала:
Графическая таблица тоновых смесей (блоков):
Электронный этюд II Штокхаузена относится к такому типу композиции, который сам автор позже назовет статистическим. Целям и способам построения музыкального целого во вступительных разъяснениях не уделяется никакого внимания.
|