Музыка и время
VII Всесоюзный съезд композиторов


Т.Хренников

Советская музыка, №7, 1986

<…> На протяжении многих десятилетий модернизм, отказываясь от исторической преемственности и национальной почвы, фетишизировал отдельные приемы композиции, превратил их, по существу, в фактор разрушения музыки, а не ее создания. Свобода в применении звукового материала, не продиктованная осознанной необходимостью, обернулась для ряда художников катастрофой: их музыка перестала быть средством общения, лишилась естественного голоса. От нее отвернулись люди. В результате даже недавние апологеты «авангарда» говорят сегодня о «массовом дезертирстве» из его школ и кружков. Жаждущие сенсаций меценаты уже не платят денег за звуковые мистификации, один за другим терпят крах авангардистские фестивали. Серьезная музыка часто замыкается в себе, становится достоянием немногих знатоков, полностью лишается влияния на общественное сознание. В качестве эрзаца слушателям предлагается так называемая массовая культура, которая играет на низменных, физиологических инстинктах и не имеет ничего общего с подлинным искусством. Так происходит дегуманизация музыки.

Вот почему для передовых музыкантов планеты вдохновляющим маяком становится судьба музыки в стране социализма , где она никогда не отгораживалась от действительности, где ее звучание всегда было актом не только художественным, но и социальным, общественным. И где фигура творца , композитора неизменно окружена уважением и почетом, где, наконец, искусство имеет небывалую, поистине гигантскую аудиторию. <…>