О музыкальном образовании |
|
<...> Мы горячо одобряем ту сокрушительную критику, которой партия подвергла ложную, антимарксистскую "теорию" о возможности мирного сосуществования в области идеологии. Эта теория на деле представляет капитуляцию перед буржуазной идеологией, ведет к оправданию формалистических, абстракционистских извращений, способствует проникновению в наше художественное творчество идей, враждебных коммунизму.
<...> В нашей среде нет противоречий между старшим и младшим поколением, между "отцами и детьми".
II ПЛЕНУМ ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА КОМПОЗИТОРОВ СССР. "Советская музыка", #5, 1963 г.
<...> Особо надо сказать о задачах, связанных с борьбой против буржуазной идеологии. Мы должны признать, что музыкальная критика и публицистика все еще недостаточно решительно выступают против формалистических, абстракционистских течений в современной музыке.
Тихон ХРЕННИКОВ - стенограмма доклада на объединенном пленуме правлений СК СССР, РСФСР и Москвы. "Советская музыка", #1, 1964
<...> Положение еще более осложняется тем, что музыкальные вузы ограничили свою заботу о специализации музыковедов определением их узкопедагогического профиля - историка или теоретика, не прививая им необходимых навыков и умения в области массовой работы, музыкальной журналистики и т. д. <...> Не случайно музыковеды боязливо обходят самые боевые и острые вопросы марксистско-ленинской эстетики, а некоторые легко попадают в сети чуждых ей теоретических идей.
<...> В среде ленинградских музыкантов настойчиво выдвигался вопрос о включении курса додекафонии в программу консерваторского обучения композиторов. Отдельные музыковеды Украины и Эстонии заняли воинствующую позицию в пропаганде "современных средств выражения", понимая под этим слепое подражание западным "авангардистам". Идейные шатания, слабость, незрелость мировоззрения обнаруживаются в работах и выступлениях отдельных научных сотрудников Института истории искусств Министерства культуры СССР.
<...> Только плохим знанием истории и слабой идейно-философской оснащенностью можно объяснить возникшие попытки реабилитировать некоторые течения буржуазно-модернистического искусства (в частности, австро-немецкий экспрессионизм) или рассматривать как "золотой век" советской художественной культуры 20-е годы - пеструю картину брожения и борьбы нарождающегося революционного искусства с осколками различных буржуазных "измов".
<...> О.Чишко прямо заявил, что кое-кто из студентов первого курса Ленинградской консерватории в погоне за мнимым новаторством отрицает значение мелодии, яркого тематизма, устойчивой тональности и признает лишь организующее значение ритма. Отдельные молодые композиторы увлекаются опытами в области серийной музыки еще в стенах музыкальных училищ. Это тревожный симптом. И хотя подобные явления единичны, они должны привлечь пристальное внимание всей музыкальной общественности, всех, кто несет ответственность за будущее молодых музыкантов, за будущее нашего искусства. Необходимо коренным образом реформировать постановку профессионального образования композиторов и музыковедов, широко распахнув перед ними двери в жизнь, поставив их лицом к лицу с трудовым народом, с теми, для кого они будут творить, создавая искусство коммунизма.
<...> В полной мере относится сказанное и к творческим организациям композиторов.
<...> Первым шагом к этому должна явиться централизация всей общественно-творческой работы в Союзе композиторов СССР.II ПЛЕНУМ ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА КОМПОЗИТОРОВ СССР. "Советская музыка", #5, 1963 г., фрагменты<...> Несколько перефразируя слова М. Шолохова, можно сказать: "У нас перо каждого творца пишет свободно, по-своему, индивидуально, но чувства у всех едины - они с партией, с народом". И сколько бы ни твердили идеологи буржуазии, что советские художники лишены свободы творчества, мы знаем цену этой лжи, ибо подлинная свобода творчества - это прежде всего свобода выражения мыслей и чувств большинства людей, народа.
Тихон ХРЕННИКОВ - Фрагменты доклада на 3-м Всесоюзном съезде композиторов. "Советская музыка", #6, 1962 г.
<...> Советские музыканты отчетливо сознают, что главным для нас является вопрос об идейной позиции художника, его месте в общем строю борцов за светлое будущее.
<...> Мы горячо одобряем ту сокрушительную критику, которой партия подвергла ложную, антимарксистскую "теорию" о возможности мирного сосуществования в области идеологии. Эта теория на деле представляет капитуляцию перед буржуазной идеологией, ведет к оправданию формалистических, абстракционистских извращений, способствует проникновению в наше художественное творчество идей, враждебных коммунизму.
<...> В нашей среде нет противоречий между старшим и младшим поколением, между "отцами и детьми".
II ПЛЕНУМ ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА КОМПОЗИТОРОВ СССР. "Советская музыка", #5, 1963 г.
|