От "дигитального" искусства к "постдигитальной" эстетике ощибок В своей работе «Кинематограф и цифровая среда» (1999) Лев Манович приводит некоторые базовые характеристики «цифровой среды», определяющие соответствующую эстетику, в частности, дискретизацию: концептуальный переход, от непрерывности к дискрету, т.к. любое цифровое представление состоит из ограниченного числа отсчетов. Произвольный доступ к любым элементам материала. Например, если фильм лишь "дискретизует" время, сохраняя его линейность, то цифровой образ фильма предоставляет полный контроль над временем. Время транслируется в двумерное пространство, где его можно анализировать, где им легче управлять и манипулировать. В другой работе, «Язык новых медиа» (2000) Лев Манович выдвинул концепцию авторства как подбора. В компьютерной культуре подлинное создание замещено процессом выбора из меню. В конце 90-х картина радикально меняется. Николас Негропонте заявляет: "Цифровая революция завершена" (1998). Гигантские базы данных и библиотеки базовых примитивов в основном концентрируются в прикладных областях искусства в целом и музыки в частности, например, области поп-музыки. Интерес многих художников и музыкантов смещается на периферию современной «цифровой» технологии. То, что раньше считалось дефектом, издержками, ошибками, обретает подлинную цену и рассматривается как новое уникальное свойство старого «цифрового» материала. Колсон Уайтхэд писал: "Именно неудача (ошибка) определяет эволюцию; совершенство не требует улучшений". Касконе пишет: "Пост-дигитальная эстетика возникла в результате "погружения" в среды, пронизанные цифровыми технологиями: шумы компьютерных вентиляторов, лазерных принтеров, "пережевывающих" документы, звуки всевозможных пользовательских интерфейсов, приглушенные шумы жестких дисков. Точнее говоря, она возникла из "ошибок" и "дефектов" цифровой технологии: "кликов", "багов", ошибок программ, зависаний компьютеров, искажений, перегрузок, шумов квантования и даже собственных шумов звуковых карт, ставших исходным материалом для композиторов". Фактически, вновь происходит смещение интереса музыкантов от готовых дискретных клише к звуку как таковому, новой звуковой материи, рожденной в результате "индивидуации" не разрабатывавшегося ранее звукового контекста. Андрей Смирнов, 2005
|