Джон Чоунинг. FM-синтез. Композитор Джон Чоунинг, сотрудник Стэнфордского Университета, прочитав в 1963 году статью Макса Мэтьюса в журнале «Science», решил заняться изучением компьютерной технологии. Посетив летом 1964 г. Лаборатории Белл, он вывез целую коробку перфокарт с последней версией программы Music-IV, предоставленной ему Максом Мэтьюсом. При поддержке Дэвида Пула программа была установлена на компьютере Лаборатории искусственного интеллекта Стэнфордского университета в 1964 г., а в 1975 г. при поддержке музыкального факультета, и при участии коллег - Леланда Смита, Энди Мурера, Лорена Раша и Джона Грея, Джон Чоунинг создает центр «Карма» (CCRMA) – Центр Компьютерных Исследований в Музыке и Акустике – крупнейший центр компьютерной музыки в США. Начало жизненного пути Чоунинга (1934) не предвещало ничего необычного: юный скрипач, забросивший скрипку ради игры на ударных, любитель джаза, поступивший в школу музыки военно-морского флота США. Затем – колледж, где Чоунинг увлекается композицией и, наконец – Парижская консерватория, где с 1959 по 1962 гг. Чоунинг обучается композиции у Нади Буланже. В 1962 г. Чоунинг возвращается в Стэнфорд, надеясь всерьез заняться композицией электронной музыки, и обнаруживает полное отсутствие таковой. Дальше – статья Макса Мэтьюса, программа Music-IV, сотрудничество с Лабораториями Белл, создание центра CCRMA, композиция, требующая программирования, и программирование, немыслимое без композиции и, как следствие, глубокое изучение акустики и психоакустики. В конце 1960-х Чоунинг занимается исследованиями пространственного восприятия звука, разрабатывает компьютерные алгоритмы синтеза звука, перемещающегося в пространстве, с учетом эффекта Доплера и прочих психоакустических феноменов. Одновременно Чоунинг отлаживает новый алгоритм, значение которого осознает далеко не сразу – FM синтез FM - это техника частотной модуляции, позаимствованная Чоунингом из области радиоприема. Будучи реализованной на компьютере, она позволяет невероятно простыми и дешевыми средствами синтезировать чрезвычайно сложные динамические спектры, легко поддающиеся контролю. Результатом этой работы явились компьютерные композиции Чоунинга «Sabelithe», «Turenas», «Stria» и «Phone». Начало работы над композицией «Sabelithe» (1971) было положено еще в 1966 г. в лаборатории искусственного интеллекта Стэнфордского университета. По первоначальному замыслу, пьеса предполагала трех исполнителей и пленку, однако, по техническим причинам, замысел был изменен, а пьеса была закончена только в 1971 г. в версии для пленки. В этой композиции впервые использован FM-синтез и своеобразная техника спектральных мутаций, в результате которой синтезированный звук малого барабана плавно трансформируется в звучание трубы путем интерполяции параметров синтеза. В пьесе «Turenas» (1972) – впервые использована расширенная техника FM-синтеза, наряду с моделированием перемещения звука в пространстве вокруг слушателя. Название пьесы – анаграмма слова Nature (природа). Чоунинг ищет ответ на вопрос, как связать приобретенный опыт с природой звука и собственно задачами композиции. В композиции «Stria» (1978), созданной по заказу Парижского центра IRCAM, композитор исследует возможности интегрирования негармонических спектров и атональной гармонии. На разных уровнях организации в пьесе использован принцип Золотого сечения: на микроскопическом уровне тембра (соотношение обертонов), на уровне соотношения так называемых «псевдо-октав» (спектральная аналогия понятию «октава»), на уровне всей музыкальной структуры. Таким образом, синтезированные звуки являлись не тембрами, но функциями музыкальной формы. Название «Phone» (1981) по-гречески означает «звук» или «голос». В этой работе Чоунинг исследует особую конфигурацию FM-синтеза, обеспечивающую возможность создания звуков, обладающих, подобно человеческому голосу, ярко выраженными резонансными свойствами. Пьеса основана на своеобразной игре смыслов – неоднозначности восприятия звуков и их идентификации в процессе плавной кросс-интерполяции тембров друг в друга. Для этого Чоунингом был разработан специальный алгоритм синтеза, позволяющий строить спектральные мутации звуков путем их сегрегации или создания своего рода «сплава» различных спектров. Чоунинг патентует свое изобретение, а в 1974 г. фирма Yamaha покупает лицензию на новую технологию, выпускает легендарный синтезатор DX-7, техника FM-синтеза становится на целое десятилетие всеобщим стандартом цифрового синтеза, имя Джона Чоунинга, пионера компьютерной музыки и создателя FM-синтеза, входит в историю, а композиции «Sabelithe», «Turenas», «Stria» и «Phone» становятся классикой компьютерной музыки. Профессор Чоунинг преподает в Стэнфорде, читает курс композиции и психоакустики в CCRMA, оставаясь ее директором до 1995 г. FM-синтез был делом жизни Чоунинга. Других чудес технологии он не создал. Однако, мы не найдем также никаких, даже беглых, упоминаний других его композиций, за исключением, может быть, позднего сочинения «Голоса для сопрано и компьютера» (2005), ибо творчество Джона Чоунинга – яркий пример неразрывной связи двух начал – технологии и композиции, которые в данном случае просто не существуют по отдельности. Андрей Смирнов, 2006 |