|
Синтетическая музыка, обходясь совершенно без "исполнителей", с одной стороны, не требуя механической реконструкции музыкального инструментария - с другой, легко осуществляет любые интонационные проблемы:
В области тембра:
В области темпо-ритма:
В области "силовой" динамики:
Все это, разумеется, в идеале, но и на сегодняшнем этапе многие из перечисленных возможностей уже реализованы. От композиторской активности в большой мере зависят сроки стопроцентной реализации всей проблемы. <...> Я обращаюсь, разумеется, к тем, для кого все эти проблемы актуальны, кто любовно смотрит в будущее, кто тяготится вековыми шаблонами и стандартами, а не идет по проторенным путям "на погребенье свое, завернутый в собственный саван" (Уолт Уитмен), - обращаюсь к ним с недоуменным вопросом: как же все-таки случилось, что вот уже десять лет ведется - не привлекая композиторского внимания-у нас в СССР (в Москве и Ленинграде) научная работа, могущая дать в итоге грандиозный сдвиг именно в вышеизложенном направлении, работа, уже доказавшая свою творческую продуктивность? Все! Проще простого, не так ли? Однако эта простота только кажущаяся: одно дело нарисовать мелодию, другое -заставить .этот рисунок зазвучать, воспроизвести нарисованное. |
|
Окончив картину, каждый из нас попытался реализовать ее на свой лад. Мною первые опыты были продемонстрированы на первой всесоюзной конференции звукового кино. Это была довольно удачная имитация шарманки, играющей в забавных гармониях когда-то записанную мною с натуры известную песенку "Маруся отравилась": Простота фактуры, умышленное отсутствие нюансов, нарочито-хриповатый тембр - все это облегчало задачу и увеличивало реалистический эффект, который, нужно сказать, был "потрясающим". Мы сразу переключились на поиски новых "неслыханных" тембров, новых тональных систем, сложных полиритмических эффектов. |
Так или иначе - но работа велась параллельно в двух крупнейших центрах РСФСР и двигалась по началу удовлетворительными темпами. Но вскоре нас перевели на "хозрасчет"; потребовали "производственного эффекта", "рентабельности", прежде чем мы, что называется, оперились и встали на ноги. Разумеется, первые производственные опыты оказались неудачными, и единственным "экономическим эффектом" был роспуск группы. Все это происходило на кино-фронте: заинтересовать композиторов не удалось; кроме Г. М. Римского-Корсакова и А. Н. Самойлова, никто не написал для Syntonfilm'а ни строчки, ни такта. Наконец в 1934 г. нам с Б. Б. Красиным при содействии А. С. Оголевца удалось создать в Московском Союзе композиторов -"АНТЕС" (Автономную научно-техническую секцию), в план которой входил (наряду с электромузыкальными инструментами и исследованиями в области новых тональных систем) также и Syntonfilm. Но средства были скудные, а наша "автономия" выражалась главным образом в блестящем отсутствии композиторов на заседаниях секции. В текущем году дело как будто встает на ноги: в Ленинградском Научно - исследовательском институте театра и музыки создана объединенная лаборатория, где совместно работают Шолпо и Янковский, я получил композиторские задания по "ультрахроматической" линии, привлечен к работе молодой композитор тов. И. Г. Болдырев, отпущены средства на постройку съемочного станка системы Янковского, на новую модель "вариафона" Шолпо. Я слышал в Ленинградском Доме ученых демонстрацию большой программы, заснятой на "вариафоне": Лист, Шопен, Вагнер, Лядов, Тимофеев, Г.М.Римский-Корсаков... И все-таки... для такого, дела - разве это "масштаб"? |