В программах, созданных Лежареном Хиллером и другими пионерами алгоритмической композиции, используются два полярных подхода, основанных на применении детерминированных либо стохастических (вероятностных) процедур.
Детерминированные процедуры генерируют музыкальные события (например, ноты), выполняя фиксированные композиционные задачи, не связанные со случайным выбором.
Переменные , связанные с детерминированной процедурой, называются исходными данными. Это может быть набор звуковысот, музыкальная фраза, некоторые правила или ограничения, которым должна удовлетворять процедура.
Стохастические процедуры , с другой стороны, вводят случайный выбор в процесс принятия решения. Они генерируют музыкальные события согласно таблицам вероятности которые устанавливают вероятность появления этих событий.
Часто, однако, невозможно установить на слух, является ли данный фрагмент музыки результатом стохастического или детерминированного процесса. Следовательно, выбор алгоритма - вопрос композиторской философии и вкуса. В одной системе могут быть смешаны разные типы алгоритмов, применяемых к различным измерениям (параметрам) композиционного процесса.
С точки зрения творчества, полностью автоматизированные программы композиции ничего не дают композитору, не являющемуся при этом программистом. Действия композитора сводятся к вводу небольшого количества исходных данных перед запуском программы, жестко фиксирующей композиторскую стратегию, и последующему «сбору урожая» нот.
Одним из способов обойти фиксированную стратегию может быть возможность воздействия на логику программы. В этом случае композитор становится программистом и берет на себя полную ответственность за результат. Другим способом может быть возможность отбора результатов действия программы.
Самым серьезным ограничением, присущим ранним программам автоматизированной композиции, является так называемый пакетный режим работы. Композитор выполняет следующие действия:
(1) Готовит и вводит исходные данные;
(2) Запускает программу;
(3) Ждет окончания работы программы;
(4) Принимает или отвергает результат (как правило, всю пьесу целиком).
Мы не можем просто исправить отдельные ошибки. В пакетном режиме минимальной единицей композиции является целая партитура.
Вернуть утерянную гибкость позволяет введение принципа интерактивности (взаимодействия) в работу системы, в результате которого мы получаем доступ к различным слоям композиционной структуры и самого процесса композиции.
На микро-уровне мы можем влиять на отдельные параметры, ноты, огибающие процессов, далее - на фразы, отдельные партии и процедуры, на макро-уровне - на всю композиционную стратегию в целом.
На сцене, как правило, используется интерактивное взаимодействие в реальном масштабе времени и, при отсутствии возможности редактирования, главный акцент приходится на управление развивающимся музыкальным процессом.
Студийные интерактивные системы часто не предполагают реального времени, допуская редактирование и возможность отмены результата с возвратом в прежнее состояние.