Центральный Комитет нашей партии в своем Постановлении от 10 февраля 1948 года сурово заклеймил антинародное формалистическое направление в советской музыке. Непосредственным поводом для вмешательства высших партийных органов в музыкальные дела явилась новая опера «Великая дружба» (музыка В. Мурадели, либретто Г. Мдивани), поставленная Большим театром Союза ССР в дни 30-й годовщины Октябрьской революции. Но новая опера принесла сильнейшее разочарование. В. Мурадели ни в коей мере не сумел решить задачи, которая была поставлена в 1936 году товарищем Сталиным в связи с постановкой оперы «Тихий Дон» И.Дзержинского,—задачи создания советской оперной классики. Больше того, он увел советскую оперную музыку в сторону от того реалистического пути, начало которого знаменовала опера «Тихий Дон». В музыке оперы «Великая дружба» отмечены следующие серьезные недостатки: «Музыка оперы невыразительна, бедна. В ней нет ни одной запоминающейся мелодии или арии. Она сумбурна и дисгармонична, построена на сплошных диссонансах, на режущих слух звукосочетаниях. Отдельные строки и сцены, претендующие на мелодичность, внезапно прерываются нестройным шумом, совершенно чуждым для нормального человеческого слуха и действующим на слушателей угнетающе» (Постановление ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 года). Убедившись в том, что пороки оперы В. Мурадели являются результатом формалистического пути, на который стал композитор, а также следствием надуманности и порочности ее сюжета, ЦК ВКП(б) решил не допускать эту оперу к исполнению. Было установлено, что неоднократные указания партии по вопросам искусства не были претворены в жизнь большинством советских композиторов. Все разговоры о «перестройке», об обращении композиторов к народности, к реализму, оставались на деле пустыми декларациями. Почти все композиторы, работавшие в области крупных форм, были в своем творчестве оторваны от народа и не пользовались популярностью у широкой аудитории. Народ знал лишь ряд песен и маршей, знал музыку к кинофильмам, но оставался равнодушным к большинству произведений симфонической и камерной музыки. Вспомним высказывания В. И. Ленина о задачах советского искусства, о его призывах к народности искусства, защиту им русского классического наследия от наскоков пролеткультовцев; вспомним совещания при Агитпропе ЦК ВКП(б) по вопросам музыки в 1925 я 1929 годах, в разгар деятельности Ассоциации современной музыки, постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года о перестройке литературно-художественных организаций, статьи газеты «Правда» — «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь», в 1936 году; наконец, постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», о кинофильме «Большая жизнь», о репертуаре драматических театров, - принятые в 1946 году. ЦК ВКП(б) указывает в своем Постановления. что формалистические извращения, антидемократические тенденции нашли свое наиболее полное выражение в произведениях таких композиторов, как тт. Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, Г. Попов, Н. Мясковский, В. Шебалин и др. Речь идет о возрождении в творчестве этих композиторов антиреалистических, декадентских влияний, направленных на ниспровержение принципов классической музыки. Эти стремления характерны для ряда буржуазных течений искусства эпохи империализма: отказ or мелодичности музыки, игнорирование вокальных форм, увлечение ритмическими и оркестровыми эффектами, нагромождение крикливых, режущих слух гармоний, намеренная алогичность и аэмоциональность музыки. Все эти тенденции на деле приводили к ликвидации музыки как одного из наиболее сильных выразителей человеческих чувств и мыслей. Музыкальные инструменты применялись не в той роли, для которой они предназначены. Так, рояль превращался в ударный инструмент (удары кулаком по клавиатуре в 6-й сонате С. Прокофьева), скрипка из певучего, нежного инструмента превращалась в инструмент хрипящий и стучащий. Ясность и логичность гармонических последований приносились в жертву произволу и нарочитой усложненности звуковых комбинаций, естественные аккорды превращались в «звукотембры», в звуковые пятна и кляксы. Формализм есть всяческое проявление бессодержательности, безыдейности в искусстве. Отказ от идейности в искусстве приводит к проповеди «искусства для искусства», к культу «чистой» формы, к культу технического приема как самоцели, к гипертрофии отдельных сторон музыкальной речи за счет потери целостности и гармоничности искусства. Характерными признаками формалистической музыки, как говорит Постановление ЦК, являются «...отрицание основных принципов классической музыки, проповедь атональности, диссонанса и дисгармонии, являющихся якобы выражением «прогресса» и «новаторства» в развитии музыкальной формы, отказ от таких важнейших основ музыкального произведения, какой является мелодия, увлечение сумбурными, невропатическими сочетаниями, превращающими музыку в какофонию, в хаотическое нагромождение звуков». В
Постановлении ЦК ВКП(б) указывается, что признаком формалистической
музыки является также отказ от песенной полифонии и уход к надуманному,
сухому, искусственному многоголосию, так называемой линеарности, или
к примитивному унисону. Одна из главных причин, как говорится в постановлении ЦК, заключается в том, что «среди части советских композиторов еще не изжиты пережитки буржуазной идеологии, питаемые влиянием современной упадочной западноевропейской и американской музыки». Нынешнее
музыкальное искусство Западной Европы и Америки отражает всеобщий маразм
и духовное оскудение буржуазной культуры. Нельзя назвать почти ни одного
крупного композитора Запада, который не был бы заражен формалистическими
пороками, субъективизмом и мистикой, идейной беспринципностью. Апостол
реакционных сил в буржуазной музыке. Игорь Стравинский, с одинаковым
равнодушием создает то католическую мессу в условно-декадентском стиле,
то цирково-джазовые пьесы. Новоявленный музыкальный «гений» современной
Франции Оливье Мессиэн пишет насквозь мистическую музыку на темы, почерпнутые
из евангелия и средневековых католических сочинений. Современные оперы
немецких композиторов Хиндемита, Кшенека, Альбана Берга, англичанина
Бриттена, американца Менотти представляют собой набор диких созвучий,
при полном пренебрежении к естественному человеческому пению. В музыке
откровенно провозглашается возвращение к первобытным варварским культурам
доисторического общества, воспеваются эротизм, психопатия, половые извращения,
аморальность и бесстыдство современного буржуазного героя XX столетия. Наибольшую
роль в культивировании формалистической музыки, особенно в 20-е годы,
сыграла группа композиторов и музыкальных деятелей, объединенных в Ассоциацию
современной музыки, — отделение Международного общества современной
музыки. Ассоциация вела усиленную пропаганду музыки Хиндемита, Кшенека,
Берга, Шёнберга и др., их формалистических воззрений на музыку. В 1924—1929
годах в Москве, Ленинграде и других крупных музыкальных центрах устраиваются
гастроли западноевропейских композиторов-формалистов (Казеллы, Хиндемита,
Мийо), ставится ряд современных опер откровенно декадентского характера
(«Воццек» Альбана Берга, «Прыжок через тень» Кшенека, «Далекий звон»
Шрекера и др.). Советские
композиторы должны отбросить, как ненужный и вредный хлам, пережитки
буржуазного формализма в музыкальном творчестве и понять, что создание
высококачественных и идейных произведений во всех жанрах—в области оперной,
симфонической музыки, в песенном творчестве, в хоровой и танцевальной
музыке — возможно, только следуя принципам социалистического реализма. Наш долг—мобилизовать все наши творческие силы, чтобы в кратчайший срок достойно ответить на этот призыв нашей партии, на призыв нашего великого вождя, товарища Сталина. |