Элвин Люсьер

Многие музыковеды, в зависимости от своей идейной и эстетической принадлежности, причисляют композитора Элвина Люсьера, создателя легендарной композиции «Я сижу в комнате» (I Am Sitting In a Room), к числу наиболее значимых композиторов-пионеров минимализма, концептуализма, электронной и/или электроакустической музыки. Cам же Люсьер, никогда в жизни не использовавший компьютер в музыкальных целях, не воспользовавшийся ни одним из достижений современной музыкальной технологии, считает иначе.
В одном из интервью Элвин Люсьер говорит: «Электронную музыку я практически не пишу, а выражение «новая технология» имеет к моей музыке самое косвенное отношение. Я, использую самую обычную акустическую измерительную аппаратуру, простые синусоидальные и импульсные генераторы. Я использую их для достижения новых акустических эффектов, при этом сам факт электронного происхождения этих эффектов меня совершенно не интересует». При этом сам композитор предпочитает называть свою музыку не электронной, но экспериментальной, а себя шутливо причисляет к поколению «пост-студийных» композиторов.
Более того, в традиционном понимании, Элвин Люсьер вообще не сочиняет музыку: «Я стараюсь сочинять как можно меньше, что означает, что я должен много размышлять по поводу каждой пьесы, стараясь избежать появления любых преднамеренных музыкальных структур, способных отвлечь внимание, сфокусированное на восприятии собственно феномена звука, в котором я и заинтересован», - говорит он.
Люсьер внедрил в музыкальный обиход целый ряд принципиально новых парадигм, исследуя резонансные свойства всевозможных акустических объектов, возбуждая и контролируя необычные акустические процессы, обратные связи, биения и т.п., используя неожиданные и радикальные методы управления нестандартными акустическими источниками звука.
Безусловно, концепция имеет для Люсьера решающее значение, но отнюдь не является самоцелью. В отличие от Мильтона Бэббита, для Люсьера принципиально важно, что и как мы слышим. Собственно концепт, минимализм средств, электроника, - все это лишь вспомогательные инструменты, средства достижения цели, которой, как правило, является совершенно определенный психоакустический феномен. Если цель достигнута, все вышеперечисленное теряет всякое значение. В этом смысле, Люсьер не является ни минималистом, ни концептуалистом. Он просто честный и абсолютно последовательный художник звука.
С 1952 по 1962 гг. Элвин Люсьер (1931) писал большое количество камерной и симфонической музыки в неоклассической манере, увлекался музыкой Стравинского, в 1958-1959 гг. учился композиции у Люкаса Фосса и Аарона Копланда, затем, получив стипендию, учился в Риме у Гофредо Петрасси. Подобно большинству композиторов, прошел через увлечение сериализмом и, по собственному свидетельству, был хорошим имитатором, сочиняя музыку, которая звучала в точности как современная музыка того времени, однако, это была не его музыка. Будучи представителем первого пост-Кейджевского поколения композиторов, Люсьер стремился найти свой собственный язык, не желая «говорить» на чужих диалектах.
Только в 1965 г. Люсьер создает принципиально новую для себя работу - перформанс «Музыка для исполнителя соло» (Music for Solo Performer), с которой, фактически, начинается его настоящая карьера композитора. Идею перформанса Люсьеру предложил Эдмонд Дьюан – ученый, занимавшийся в то время исследованиями биопотенциалов мозга.
Необходимо отметить, что Люсьер никогда не был ни конструктором, ни акустиком. Он обладает поистине гениальной интуицией, позволяющей предугадывать удивительные психоакустические феномены, и безошибочно находить кратчайшие пути их достижения.
По счастливому стечению обстоятельств, первым исполнителем «Музыка для исполнителя соло» был Джон Кейдж. Суть перформанса состоит в том, что с помощью электрода, установленного на голове сидящего на сцене исполнителя, снимается электроэнцефалограмма его мозга. Сигнал с электрода, усиленный специальным усилителем, раскачивает диффузоры шестнадцати низкочастотных динамиков, которые, прикасаясь к различным ударным инструментам, заставляют их звучать. Дело в том, что при некоторой тренировке, исполнитель может научиться контролировать поведение своих биопотенциалов, произвольно включая так называемый «альфа ритм», возникающий в состоянии расслабленного бодрствования с закрытыми глазами, соответствующий устойчивым колебаниям высокой амплитуды с частотой около 10 гц., производящим эффект быстрого тремоло на ударных. Концептуально, перформанс полностью соответствовал эстетике Джона Кейджа, предполагая тщательно подготовленный самодостаточный процесс, развивающийся по собственным законам без какой-либо драматургии со стороны автора и исполнителя.
Несколько лет спустя, Эдмонд Дьюан рассказал Люсьеру об опытах профессора Боуса, по исследованию резонансных свойств громкоговорителей путем многократной перезаписи тестового сигнала, пропущенного через них. В тот же вечер Люсьер нашел два магнитофона, микрофон и динамик, установил это оборудование в своей комнате, и решил записать какие-нибудь звуки, проиграть эту запись через динамик, записать новый результат, затем проделать то же самое в третий раз и так далее. То есть проделать акустический тест помещения. Мы знаем, что каждая комната имеет характерные резонансные частоты, которые, в результате этих операций, в финальной записи должны многократно усилиться. Результатом этого эксперимента стала самая известная работа Люсьера «Я сижу в комнате».
В качестве исходного звука Люсьер записал свой собственный голос, прочитав точное описание условий эксперимента, перезаписанное в результате 32 раза: «Я сижу в комнате, отличающейся от вашей. Я записываю звуки своего голоса и буду проигрывать их многократно в этой комнате для того, чтобы резонансные частоты комнаты усилились и разборчивость моей речи, за исключением, быть может, р-р-ритма, была разрушена. В результате вы услышите натуральные резонансные частоты комнаты, артикулированные речью. Я рассматриваю свои действия не столько как демонстрацию физического факта, но, скорее, как способ с-с-сгладить любые неравномерности моей речи».
Важно отметить, что Люсьер заикается, и психологически, данная акция выходит далеко за рамки чисто акустического или музыкального опыта. Финальные повторы уже совершенно не содержат узнаваемого текста, представляя собой непрерывный, мерцающий спектральный кластер.
Текст пьесы, представляет собой пример того, что Люсьер называет «прозаической партитурой». Во многих своих работах Люсьер не использует традиционной нотации, предпочитая короткие прозаические тексты, задача которых – дать исполнителю предельно ясный набор инструкций, не предполагающий дальнейших интерпретаций. Задача исполнителя – понять поставленную цель и достичь ее с максимально возможной точностью. Часто прозаическая партитура содержит дополнительные диаграммы и инструкции по установке оборудования.
В перформансе «Маленькие волны» (Small Waves (kleine Welle)), шесть стеклянных сосудов для воды со встроенными микрофонами, начинают звучать на своих резонансных частотах, определяемых размером, формой и материалом, за счет усиления и сильной акустической обратной связи. Ансамбль, состоящий из струнного квартета, тромбона и фортепиано, играет длинные звуки одновременно с устойчивыми тонами акустической обратной связи, вызывая интерференционную картину, меняющуюся со скоростью, зависящей от интервала между инструментальными тоннами и тонами обратной связи. Одновременно, два танцовщика медленно проходят через пространство перформанса, влияя на акустику системы и заставляя обратную связь изменяться по высоте, ослабляя ее, а в некоторых случаях - останавливая.
Во вступительной статье «Красноречие природы» Джеймс Тенни объясняет как большая часть работ Люсьера связана с акустическими феноменами и любопытством по поводу того, «а как же все это работает?». Если проанализировать композиции Люсьера «Music for Solo Performer» «Nothing is Real (Strawberry Fields Forever)», «Music for Cello with One or More Amplified Vases», станет очевидным, что, на самом деле, большая часть этих работ связана не столько с физической природой звука, сколько с тем, что Тенни называет свойством загадочной (мистериальной) экспрессии, благодаря которой, по определению Тенни, «неартикулированная природа беседует с нами».
Элвин Люсьер - однин из основателей «Sonic Arts Union» - объединения Американских композиторов-экспериментаторов, с 1970 г. он преподает в университете Веслиан. В разное время у него учились такие музыканты, как Николас Коллинз, Рон Кувила, Арнольд Дрейблат, Дуглас Канн, Дэниел Джеймс Вульф, Младлен Милошевич, Джеймс Фей.

Андрей Смирнов, 2006