Артур Лурье

В манифесте «Мы и Запад», написанном 1 января 1914 г., А.Лурье утверждал такие начала музыки, как:

1) произвольный спектр,
2) произвольную глубину,
3) самодовление темпов, как методов воплощения, и ритмов как непреложных,
4) преодоление линиарности (архитектоники) путем внутренней перспективы (синтез примитив),
5) субстанциональность элементов.

11 февраля 1914 г. он читал доклад «Музыка итальянского футуризма», в котором противопоставлял «искусству шумов» итальянских футуристов — музыку интерференции, высший хроматизм — хромато-акустику.

Суть «музыки интерференции» станет понятнее, если предположить, что она имеет отношение к некоторым моментам статьи Н.Кульбина, гласившим о «тесных сочетаниях звуков и процессах тесных сочетаний». «При таких процессах, — писал Кульбин, — важное значение имеют перебои, интерференция звуков, подобная интерференции света».
В этой же статье Кульбин говорил и о музыке высшего хроматизма, предлагая не ограничиваться тонами и полутонами, но ввести четверти тонов, и восьмые, и вообще пользоваться свободным выбором звуков.

Разделяя идею Кульбина, А. Лурье экспериментировал с расширением звукоряда.
В сборнике «Стрелец» (Пг., 1915) была помещена его заметка
«К музыке высшего хроматизма», в которой А. Лурье, утверждая, что
«введение четвертичных тонов — начало, в полном смысле, новой «органической» эпохи, выходящей из граней воплощения существующих музыкальных форм», информировал о работах по реконструкции рояля (введение четвертичных тонов) и предлагал проект нотной записи высшего хроматизма, который «дает возможность сохранить временно существующий нотный стан и не разрушает прежних гармонических концепций». Тут же он предлагал запись прелюдии для рояля с высшим хроматизмом.