Игорь Глебов (Асафьев)
Ценность музыки
Сборник статей "DE MUSICA".
Петроградская Государственная Академическая Филармония. 1923


<…> Итак, в музыкальном становлении мы имеем, от момента рождения зазвучавшего в нашем сознании звука, до замыкания системы в последнем созвучии, движущийся комплекс звучаний, в котором безостановочно и непрерывно раскрывается ритмически закономерная связь точек опоры друг с другом и с тяготеющими к ним и сопряженными с ними элементами, связанными функциональной зависимостью, причем в этом мире отношений развивается та или иная степень напряженности звучания всей системы неустойчивого равновесия, сообразно характеру связи и яркости неустоев и устоев, сообразно большей или меньшей сопряженности их взаимного расстояния, а также симметричного или несимметричного распределения точек опоры. Понятия устоя и неустоя, расширенные и углубленные в своем значении, вызывают дальнейшее распространение системы звуковых сопряжении, в которой возникает крайне существенный и важный принцип организации соотношений: принцип контраста. Его можно вывести из сопоставления двух неустоев, вызывающих необходимость синтеза. Это динамико-конструктивное требование. [стр.26]
<…> В основе принципа контраста лежит прием сопоставления многообразных элементов в различнейших видах и степенях: от чуть заметных отличий до резких противопоставлений ритмических, тональных, темповых, тембровых и т. д. В основе принципа тематического развития лежит идея органического строения, роста, расцвета, созревания и умирания звуковой клетки, чья жизнь служит обвиняющим и связующим началом среди непрерывной смены отношений. [стр.27]
<…> Нельзя мыслить звуковые сочетания вне той или иной степени силы звука и вне тембровых характерных свойств. И как раз проблема нарастания или падения силы звука в зависимости от внутренней динамики процесса звучания и проблема колорита в музыке, тесно связанная со все растущим убеждением в неизбежности эволюции музыки в сторону использования сложных тембровых комплексов , как материала звукового оформления, на смену рационалистической системе темперации и тональной связи, - являются насущными проблемами современной музыки, абсолютно неразрешимыми вне соприкосновения музыки с данными физических наук. <…> Я должен только указать еще на то, что в этом движущемся мире сопряженностей нет и не может быть налицо какой-либо неподвижной твердой системы отсчета. [стр.30]
<…> Человеческий мозг в искусстве звука , в котором благодаря особенностям «строительного» материала, происходит наибольшее приближение к постижению сущности мирового становления, естественно предваряет эти воззрения, ибо, как я уже указывал, временно-пространственные соотношения в музыке - величины переменные, именно потому, что они даны как функции, а не как субстанции. [стр.31]

Процесс оформления звучащего вещества
Сборник статей "DE MUSICA".
Петроградская Государственная Академическая Филармония. 1923

<…> В музыке, которая развертывается во времени, в длительности и звучит как бы в некоторой перспективе, в центро­бежном устремлении к завершенному единству, в музыке, обусловленной как бы сущим в ней elan vital - действует чаще всего неуловимый сознанием эмоциональный ток: форма рождается произвольно. <…> Материал организуется тогда по лежащим в основе мирового становления динамическим законам формообразования вещества. Не схема обусловливает форму, а форма позволяет абстрагировать схему, которую можно чисто рассудочным путем - post factum восприятия - вывести из ряда примеров конструирования тех или иных заданий в итоге длительного наблюдения. [стр.153-155]